Определение понятий миф, мифология.

Миф (др.-греч. μῦθος) в литературе — сказание, передающее представления людей о мире, месте человека в нём, о происхождении всего сущего, о Богах и героях; определенное представление о мире.

Специфика мифов выступает наиболее чётко в первобытной культуре, где мифы представляют собой эквивалент науки, цельную систему, в терминах которой воспринимается и описывается весь мир.

Мифоло́гия (греч. μυθολογία от μῦθος — предание, сказание и λόγος — слово, рассказ, учение) — часть филологической науки, изучающая древний фольклор и народные сказания: мифы, эпосы, сказки.

Функции мифа:

— аксиологическая (миф является средством самовосхваления и воодушевления);

— телеологическая (в мифе определяются цель и смысл истории, человеческого существования);

— праксиологическая, реализуемая в трех планах: прогностическом, магическом и творчески-преобразовательном (здесь часто вспоминают мысль Н.А. Бердяева о том, что история — «творимый миф»);

— коммуникативная (миф является связующим звеном эпох и поколений);

— познавательная и объяснительная;

— компенсаторная (реализация и удовлетворение потребностей, которые реально, как правило, неосуществимы).

Цель мифа: передача коллективных представлений.

Цель цели мифа: X (искомое неизвестное).

В действительности цель цели мифа — это ответ на вопрос: зачем миф нужен?

Почему он существует? И нужен ли он вообще?

На последний вопрос ответ ясен: если существует, значит, нужен. Но тогда мы вправе спросить: кому нужен?

Можно было бы по этому поводу пофилософствовать, если бы нас не занимала практическая сторона начатого предмета исследований. И эта сторона в любом случае упирается в необходимость ответа на вопрос: кому это нужно? И потом: зачем это нужно? Кстати сверхъестественное есть на сайте beedle.club .

Начнем по порядку.

Итак — Миф есть. Значит, цель его существования — быть. Быть тем, что он есть. Таковы программа, предписание.

Синкретизм мифа обусловлен невыделенностью общества из природы и индивида из общества. С общественным разделением труда, с появлением классов и государства миф перестает быть духовно-практической связью классово разделённого общества. Родовые ценности становятся тормозом общественного развития, целостная мифологическая картина мира разрушается, и возникает мировоззрение классового общества с новыми ценностными ориентациями. Так, в античкой Греции мировоззрение, объединяющее реально разделённых людей, строится на принципе космоцентризма, утверждающего гармоническую связь автономных частей единого целого.

Миф и ритуал образовывали сложное единство: они объясняли и дополняли друг друга. Это были два способа говорить об одном и том же. Ритуал — инсценировка мифа, а миф — описание, рассказывание ритуала. В ритуале, как и в мифе, главное — структура, «положительные или отрицательные оценки героев, та или иная мотивация их поступков вторичны по отношению к самим действиям, составляющим синтагматическую структуру» (Мелетинский Е.М., 1995). Таким образом, основным содержанием такого ритуала является схема порождения системы категорий, определяющей и мифологические представления. И в силу этиологизма мифологического мышления, в котором «причина» вещи есть её «сущность», по этой схеме, в этих категориях и будет восприниматься мир.